Вернуться к обычному виду

История

История службы

Необходимость найма рабочей силы и, в то же время, предложение рабочих рук существовало всегда. Возникла необходимость создания организации, регулирующей этот процесс. В 1901 году в Москве Хитровским попечительством о бедных была создана первая «Морозовская биржа труда» и находилась в введении городского самоуправления. Хотя она и сыграла немалую роль, обеспечивая хоть какой-то работой выходцев из деревни, сезонных рабочих-полупролетариев, городскую бедноту, однако среди квалифицированных рабочих никаким престижем не пользовалась.

В августе 1917 г. был принят первый закон о биржах труда. Всего в 1917 году в России открылось 42 биржи.

После революции, в конце января 1918 года Советское правительство обнародовало новый закон о биржах труда, который предусматривал создание Всероссийского центра бирж труда, учреждение Совета бирж, проведение их съездов. В мае 1918 года состоялся II Всероссийский съезд комиссаров труда и страховых касс.

Первая советская конституция (1918 г.) объявила труд обязанностью всех граждан республики и провозгласила лозунг: «Не трудящийся да не ест». Для проведения трудовой повинности и борьбы с трудовым дезертирством был образован Главный комитет по всеобщей трудовой повинности во главе с Ф. Дзержинским. В конце 1918 года уже действовала сеть бирж труда в количестве 238, кроме того, создано 100 корреспондентских пунктов - отделений местных бирж труда.

Для разработки трудового законодательства, регулирования условий труда, рынка труда в 1918 году был образован наркомат труда.

В Удмуртии первая биржа труда появилась в июне 1918 года. Она выполняла заявки частников и зажиточных крестьян, которые набирали внаем дешевую рабочую силу для тяжелого и неквалифицированного труда.

31 декабря 1918 года при Ижевском реввоенсовете приступил к работе отдел труда, в стране вводилась трудовая повинность. Горсовет постановил: «Производить спрос на рабочие руки только через биржу труда, в порядке очереди кандидатов, как единственного органа по распределению безработных».

Основным существенным мероприятием по смягчению безработицы и оказанию материальной помощи безработным в 20-е годы являлась выдача пособий по безработице из страховой кассы. Другими мерами социальной защиты граждан на период их безработицы были организация оплачиваемых общественных работ, предоставление льгот при пользовании общественными банями, посещении киносеансов в клубах профсоюзов, предоставление для чтения газет и журналов. Большое внимание уделялось подросткам.

Через 10 лет на учете биржи труда состояло две тысячи женщин и тысяча мужчин, в том числе двести высококвалифицированных специалистов по обработке металла.

В октябре 1930 года из Москвы пришло распоряжение: «…ввиду огромного недостатка в рабочей силе во всех отраслях народного хозяйства прекратить выплату пособий по безработице…».

Последнее объявление Биржи труда было 3 января 1931 года: «…биржа труда вызывает подростков 1912-1913 года рождения для посылки их на работу…». Эти молодые люди и были последними советскими безработными.

В ноябре 1988 года Бюро по трудоустройству населения города Ижевска было переименовано в Удмуртский республиканский центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения.

1991 год

Но, все же, точкой отсчета в создании службы занятости в России и в нашей республике, в том числе, следует считать 1991 год, поскольку именно тогда был принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации». Если вспомнить начало 90-х, это был период серьезных негативных процессов в экономике, которые, как снежный ком, нарастали, а пик их пришелся на 96-97 годы, когда спад экономического производства достиг критического уровня. Объемы производства уменьшились в десятки раз. Естественно, это не могло не повлиять на занятость людей. Для Удмуртии эта ситуация оказалась особенно болезненной, поскольку до 90-х годов республика жила главным образом за счет предприятий ВПК. Более 80 процентов объемов производства приходилось на эти предприятия. Поэтому, когда в десятки раз начали уменьшаться объемы госзаказа и практически не стало экспорта, началось масштабное сокращение рабочих мест. Проблема занятости была одной из самых острых в то время. Положение усугублялось тем, что ни сами люди, ни государственные органы оказались не готовы к тому, что противопоставить данной проблеме. До 90-х годов службы трудоустройства в республике занимались совершенно другим делом - поиском работников на свободные вакансии, существовал большой спрос на рабочую силу.

В таких условиях была создана республиканская государственная служба занятости населения на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, в составе: Государственного Комитета УАССР по занятости населения численностью 50 человек; центров занятости населения в Ижевске, Воткинске, Глазове, Сарапуле, Можге, Камбарке; Балезинском, Игринском, Кезском, Кизнерском, Увинском, Ярском районах; бюро занятости населения – в Алнашском, Вавожском, Граховском, Дебесском, Завьяловском, Каракулинском, Киясовском, Красногорском, Малопургинском, Селтинском, Сюмсинском, Шарканском, Юкаменском, Якшур-Бодьинском районах.

Председателем Государственного комитета Удмуртской Республики по занятости населения был назначен Евгений Викторович Роганов. Евгений Викторович внес значительный вклад в становление и формирование, оставшись в истории не просто первым руководителем, а основателем службы занятости республики, внедряя и используя в работе всё новое, передовое.

Роганов Е.В.
Из воспоминаний Е.В. Роганова

«Все было сложно, начиная с рабочего места - первое помещение у нас располагалось в подвальчике – и кончая отсутствием специалистов, в этой, новой для нас области. Создавая службу, мы начинали практически с чистого листа. Но уже за полтора-два года нам удалось преодолеть основные проблемы в части становления службы, организации ее работы, создания технологий. К 1993 году служба функционировала по всей республике. В каждом городе и районе были открыты центры занятости, которые оказывали комплекс услуг для людей, потерявших работу. Вся служба работала в одном режиме. Пожалуй, это была единственная государственная служба в тот период, которая осуществляла свою деятельность на всей территории республики по единой методологии. Мы требовали от наших работников, чтобы любой гражданин, независимо от того, сельский это житель или городской, мог одинаково иметь доступ к тем услугам, которые государство гарантировало ему в лице нашей службы. Кстати, многие технологии нам удалось реализовать, используя, в том числе компьютерную технику. Мы были в этом деле, можно сказать, первопроходцами. Если сейчас компьютером на столе никого не удивишь, то в 1992 году, когда мы начали компьютеризацию нашей службы, это было в диковинку, в этом действительно был элемент новизны, новых подходов, но в результате мы оказались на шаг вперед остальных. Потом, кстати, многие руководители успешно использовали наши технологии в своей работе. В целом мы оказались готовы к тому большому количеству людей, которых пришлось обслуживать службе занятости, начиная с 1994-95 года, когда отмечался очень высокий уровень безработицы. Тогда отдельные районы имели более 10-15 процентов безработицы. Это означало, что каждый десятый, а порой и каждый пятый житель хотел работать, но работы просто не было. Среди этих людей было много инженерно-технических работников, людей с высшим образованием, которые оказались невостребованными, они высвобождались с предприятий или сами уходили по причине невыплаты заработной платы. Это были очень тяжелые годы, и люди порой оказывались один на один с неразрешимой, казалось, проблемой. Типичной была ситуация в семье: жена безработная, муж работает, но по полгода, по году не получает зарплату. В таких случаях пособие по безработице иногда помогало людям сводить концы с концами, особенно в сельской местности. В день у нас на одного работника службы занятости приходилось до 30-50 человек на приеме. Мы старались, чтобы на поиск работы, на ознакомление с вакансиями и т. д. уходило минимальное количество времени. Во многом благодаря внедрению современных технологий, нам удавалось обслуживать огромное количество людей. Центры занятости были очень бойким востребованным местом в тот период, а для местных органов власти наша служба была неоценимым помощником в той сложной экономической ситуации.


Сотрудники службы занятости населения Удмуртской Республики (г.Можга, 1993 год)

Импульсы внедрения новых технологий, компьютеризации службы, безусловно, шли из федерального центра, но многое зависело от того, как эти импульсы из Москвы реализовывались на местах. С гордостью могу сказать, что наша служба входила в пятерку лучших по России. За семь лет с момента образования мы провели два Всероссийских совещания по обмену опытом работы. Нам удавалось более оперативно и эффективно реализовывать те идеи, которые исходили, в том числе, и из федерального центра. Часть программных продуктов мы приобретали через федеральную службу занятости, часть – разрабатывали сами - у нас были очень хорошие специалисты в информационном отделе, которые адаптировали целевые программы к нашим условиям. И те информационные технологии, о которых только начинали говорить, мы уже в 1995 году активно использовали в своей работе. В работе было много творческих моментов, поиска нового.







Торжественное собрание работников республиканской службы занятости, посвященное 75-летию государственности Удмуртии. На собрании присутствовал Руководитель Федеральной службы занятости населения России Ф.Т. Прокопов (г.Ижевск, ноябрь 1995 г.)

Мы всегда чувствовали всестороннюю поддержку федерального центра. Руководителем Федеральной службы занятости был тогда Федор Тимофеевич Прокопов. Огромная поддержка была и со стороны республики. Александр Александрович Волков (в те годы Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики), всегда с большим вниманием относился к проблеме безработицы, оказывал серьезную помощь в реализации новых проектов. В результате наша служба активно строилась, оснащалась, приобретала современные программные продукты. Центр организовывал для нас зарубежные поездки, знакомил нас с работой служб занятости за границей. Идеология этой работы, культура, опыт организации процесса работы с незанятым населением заставляла нас двигаться вперед в этом направлении. Мало кто верил, но в итоге мы достигли приличного уровня работы, не хуже, чем на Западе.

Факт: творческий подход к организации деятельности, активный поиск и внедрение новых эффективных приемов и методов работы с населением обеспечили службе занятости населения Удмуртии высокий авторитет, как в республике, так и за ее пределами

Мы всегда считали необходимым не только выплачивать пособия по безработице, но и во что бы то ни стало, осуществлять активную политику в области занятости – эффективную, экономически выгодную. Удмуртия, к слову, из 89 регионов России входила в пятерку наиболее эффективно работающих территорий по трудоустройству людей, которых мы направляли на переподготовку. У нас был очень высокий процент трудоустройства после окончания курсов, которые мы организовывали на договорной основе совместно с учебными заведениями, начиная с вузов и заканчивая системой профтехобразования. Наиболее яркий пример – когда мы переобучили группу оставшихся без работы на заводе технарей в школьных преподавателей физики и математики. У нас был очень высокий процент трудоустройства после переобучения, более 90 процентов - такого показателя в России нигде не было. Мы готовили не просто специалистов впрок, а целенаправленно востребованные на рынке профессии. Были еще такие инструменты, как временная работа, общественные работы. Это тоже снижало остроту проблемы. У нас была хорошо организована служба психологической помощи, которую возглавляла замечательный специалист Валентина Михайловна Евсеева. Мы в свое время создали модельный центр профориентации, таких было всего два в России.

Факт: Открытие модельного центра профориентации и психологической поддержки позволило организовать в республике разноплановую научно-исследовательскую и методическую работу, направленную на разработку и внедрение прогрессивных методик профессиональной ориентации, программ социальной адаптации незанятого населения.

Много работали со школьниками по выбору будущей профессии, потому что проблемами занятости надо заниматься не только с населением, которое потеряло работу, хотя это и огромный пласт, но и с сегодняшними выпускниками».

Профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовка незанятого населения всегда было одним из ведущих направлений активной политики занятости. Сформированная в республике система профобучения незанятого населения включала в себя около 200 учреждений профессионального образования, предприятий и организаций, осуществляющих обучение по 150 профессиям, специальностям, видам деятельности. Был создан Республиканский учебно-методический центр подготовки предпринимателей и незанятого населения.

1998 год

Государственный Комитет Удмуртской Республики по занятости населения был преобразован в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике путем его слияния с подведомственными ему городскими и районными центрами занятости. Возглавил Департамент Юрий Михайлович Брусянский.

2005 год

В связи с передачей территориальных органов упраздненного Министерства труда и социального развития РФ Федеральной службе по труду и занятости, и в целях упорядочения их деятельности, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике переименован в Управление федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике.

2006 год

Указом Президента Удмуртской Республики от 18 декабря 2006 года за № 189 Управление федеральной государственной службы занятости населения по Удмуртской Республике по предложению Федеральной службы по труду и занятости было преобразовано в исполнительный орган государственной власти Удмуртской Республики – Управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.

Сегодня на территории республики действуют 26 городских и районных государственных казенных учреждений Удмуртской Республики «Центр занятости населения», а также Государственное автономное учреждение «Республиканский учебно-методический центр службы занятости населения». Городские и районные центры занятости населения открыты в удобное для посетителей время, оказывают услуги бесплатно и действуют по единой технологии. Современные помещения, парк вычислительной техники, сетевые компьютерные технологии позволяют оперативно и качественно решать вопросы клиентов службы занятости по всей республике.

Факт: За период с 1991 по 2011 год в службу занятости населения Удмуртской Республики обратилось за содействием в трудоустройстве более двух миллионов граждан. Специалисты службы занятости оказали помощь в трудоустройстве более чем одному миллиону человек.

ВЕТЕРАНЫ СЛУЖБЫ
Сотрудники Государственного Комитета Удмуртской Республики по занятости населения (г.Ижевск, 1998 год)

Как известно, историю делают люди. Сегодня с уверенностью можно сказать, что сложный этап становления республиканской службы занятости, период экономического кризиса были успешно преодолены во многом благодаря профессионализму и личным качествам сотрудников службы, тем людям, которые своим трудом, самоотверженной работой доказали, что службе занятости под силу решение самых сложных и ответственных задач. Многие сохранили верность профессии, для многих она стала смыслом жизни. С основания службы работают Брусянский Юрий Михайлович, Антонов Владимир Анатольевич, Сабитова Елизавета Борисовна, Епанешников Юрий Дмитриевич, Полтанов Николай Иванович, Чеброва Людмила Дмитриевна, Евсеева Валентина Михайловна, Фадеева (Бутолина) Тамара Евгеньевна, Варламов Андрей Германович, Фардиев Марс Фарихович и многие другие.

Внесли огромный вклад в становление службы Каракчеев Владимир Семенович, Попонин Виталий Федорович, Стерхов Анатолий Григорьевич, Касимов Рашид Газимович, Беляева Анна Васильевна, Каракулин Леонид Максимович, Аникаев Владимир Григорьевич, Моисеев Геннадий Романович, Кудрявцев Михаил Васильевич, Иосава Валентина Ивановна, Загребин Михаил Яковлевич, Семакова Светлана Тимофеевна, Юркова Ираида Ильинична, Зорина Любовь Егоровна, Ситникова Светлана Васильевна и многие другие специалисты, проработавшие в органах службы занятости республики долгие годы и передавшие накопленный ценный опыт работы своим молодым коллегам.