Вернуться к обычному виду

Часто задаваемые вопросы по трудовому законодательству и ответы на них

Вопрос: С какой целью определяется величина прожиточного минимума?

Ответ: Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

· оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

· обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

· формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

· оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

· оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

· формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

· Центров занятости населения, с целью определения подходящей работы для официально зарегистрированных безработных.

Данные о величине прожиточного минимума в Удмуртской Республике размещены на сайте Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики в разделе: Текущая деятельность\Статистические данные


Вопрос: Какие категории граждан могут принять участие в Программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом?

Ответ: Статус соотечественников регулируется Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». В законе закреплено следующее определение термина «соотечественники»:

«Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии».

Закон определяет также понятие «соотечественники за рубежом».

Под понятием «соотечественники за рубежом» (далее — соотечественники) подразумеваются:

- граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

- лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства.


Вопрос: какой порядок подачи заявок работодателями о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками для осуществления трудовой деятельности в Удмуртской Республике?

Ответ: Работодатели представляют в Министерство труда и миграционной политики Удмуртской Республики заявки о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ.

Межведомственная комиссия по миграционной политике при Правительстве Удмуртской Республики (далее – Комиссия) ежегодно, не позднее 15 августа текущего года определяет потребность на основании решений комиссии субъекта Российской Федерации об удовлетворении в полном объеме и отклонении частично заявок работодателей.

Комиссия при принятии решения об удовлетворении в полном объеме, отклонении полностью или частично заявки работодателя, заявки работодателя об увеличении (уменьшении) размера потребности учитывает следующие положения:

1) наличие в Едином государственном реестре юридических лиц (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) (далее - ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведений о регистрации работодателя - юридического лица (работодателя - индивидуального предпринимателя)) и отсутствие в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведений о прекращении деятельности работодателя - юридического лица (работодателя - индивидуального предпринимателя), а также соответствие идентификационного номера налогоплательщика, наименования организации (индивидуального предпринимателя), указанных в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности, идентификационному номеру налогоплательщика, наименованию организации (индивидуального предпринимателя), присвоенным организации (индивидуальному предпринимателю) при постановке на учет в налоговом органе;

2) отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе по профессиям (специальностям, должностям), указанным в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности, за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем профессионального образования и дополнительного профессионального образования или профессионального обучения незанятых граждан, высвобождаемых работников, перераспределения трудовых ресурсов внутри Удмуртской Республики, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации, трудоустройства выпускников образовательных организаций;

3) наличие возможности Удмуртской Республики по обустройству привлекаемых для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан исходя из обеспеченности населения жильем, объектами социальной инфраструктуры и медицинской помощью;

4) указание в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности размера заработной платы, превышающего величину прожиточного минимума трудоспособного населения в Удмуртской Республике и размер минимальной заработной платы в Удмуртской Республике;

5) предоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) отсутствие у работодателя неустраненных нарушений трудового, миграционного, налогового законодательства, законодательства в области социального и медицинского страхования, социальной защиты инвалидов, законодательства о занятости населения;

7) соблюдение работодателем допустимой доли иностранных работников, привлекаемых в различные отрасли экономики, а также иных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.



Вопрос:
 в последнее время граждане часто обращаются с вопросом о возможной отмене уральского коэффицента, в связи с изменением часового пояса в Удмуртии.

Ответ: в соответствии со статьей 129 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты.

В соответствии со статьей 148 Трудового Кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Во исполнение данной нормы Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 года утверждено Положение № 403/20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных района Казахской ССР".

Согласно данного Постановление в Удмуртской Республике применяется районный коэффициент 1,15 к заработной плате рабочих и служащих организаций.

Основанием  повышения оплаты этим лицам являются дискомфортные условия проживания, совокупность природно-климатических, географических, социально-экономических и медико-биологических факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на человека.

При этом смена часового пояса не меняет географического положения местности. Следовательно, не влечет за собой отмены уральского коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы.

В настоящее время эта норма действующая, так как в части 1 статьи 423 

Трудового Кодекса Российской Федерации сказано, что впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов бывшего Союза ССР, действующих на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией 
Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 года № 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат действующему законодательству.


Вопрос:
какие выплаты производятся работнику при расторжении трудового договора в связи с сокращением штатов в учреждении?

Ответ: при расторжении трудового договора в связи сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Это означает, что средний заработок выплачивается за второй месяц нетрудоустройства работника.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Средний заработок, сохраняемый на период трудоустройства, организация выплачивает по предъявлении паспорта и трудовой книжки, а за третий месяц со дня увольнения – и справки службы занятости.


Вопрос: подлежат ли оплате праздничные дни, приходящиеся на период учебных отпусков?

Ответ: в соответствии с п. 14 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №922, при определении среднего заработка для оплаты дополнительных учебных отпусков подлежат все календарные дни (включая нерабочие праздничные дни), приходящиеся на период таких отпусков, предоставляемых в соответствии со справкой-вызовом учебного заведения.


Вопрос: работник написал заявление об увольнении по собственному желанию, когда ему должна быть выдана трудовая книжка, а также произведен окончательный расчет?

Ответ: в соответствии с частью 5 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.


Вопрос: порядок увольнения за прогул отсутствующего работника.

Ответ: подпунктом «а» пункта 6 части 1статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотрено основание увольнения работника за прогул, т.е. отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены) даже при отсутствии у него дисциплинарного взыскания.

Законом предусмотрены определенные правила увольнения по данному основанию. Работодатель может расторгнуть по своей инициативе трудовой договор с работником, если есть само основание увольнения и соблюдены все правила увольнения по данному основанию. При этом не следует забывать про общие гарантии реализации права на труд, как запрет увольнения в период временной нетрудоспособности и в период пребывания работника в ежегодном отпуске, за исключением случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», действующего в редакции Постановления от 28 декабря 2006 г. N 63, разъясняет, что при увольнении по инициативе работодателя на него возлагается обязанность по доказыванию наличия законного основания увольнения и соблюдения установленного порядка расторжения трудового договора.

Таким образом, содержание перечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что работодатель при применении рассматриваемого основания увольнения работника обязан доказать его отсутствие на рабочем месте без уважительных причин.


Вопрос: женщина работает на условиях неполного рабочего времени, находясь одновременно в отпуске по уходу за ребенком. Имеет ли она право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска?

Ответ: в соответствии с частью третьей статьи 93 Трудового кодекса Российской Федерации, работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Таким образом, женщина, находясь в отпуске по уходу за ребенком при этом, работая на условиях неполного рабочего времени, имеет право на основной ежегодный оплачиваемый отпуск без каких – либо ограничений


Вопрос: когда применяется суммированный учет рабочего времени? Порядок его применения.

Ответ: в соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям работы в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.

Порядок применения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.


Вопрос: должно ли подлежать оплате время обеденного перерыва у сторожа?

Ответ: в соответствии со статьей 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Перерыв для отдыха и питания работник имеет полное право использовать так, как считает необходимым. Может покинуть на это время территорию работодателя, с которым он состоит в трудовых отношениях.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время (ст. 108 ТК ТФ). Продолжительность отдыха и питания в подобной ситуации длится не более тридцати минут.

Исходя из вышеизложенного, в случае привлечения работников для выполнения служебных обязанностей во время, отведенное для отдыха и приема пищи, указанное время должно включаться в рабочее время и подлежать оплате.



Вопрос:
какие документы по охране труда должны быть в организации?

Ответ: примерный перечень документации по охране труда, которая должна быть в организации, разработан Министерством труда Удмуртской Республики и рекомендован работодателям для использования организациями любого вида экономической деятельности. Указанный примерный перечень утвержден постановлением Минтруда Удмуртии от 20 октября 2009 года № 01-04/58 и размещен на данном сайте и СПС «Консультант плюс». На основе данного перечня организация может разработать свой перечень и утвердить его руководителем организации.


Вопрос: верно ли, что работодатель обязан доставлять в лечебное учреждение сотрудников, заболевших или пострадавших от несчастного случая?

Ответ: статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при несчастных случаях, указанных в статье 227 того же кодекса, работодатель (его представитель) обязан немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию. При этом, в соответствии со ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации, перевозка в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям производится транспортными средствами работодателя либо за его счет.


Вопрос: как часто требуется проверять знания по охране труда персонала предприятия?

Ответ: в соответствии с п. 2.2.3 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требоний охраны труда работников организаций», утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ. В соответствии с п. 2.3.1. Порядка руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.


Вопрос: где найти требования к инструктажу и обучению по охране труда?

Ответ: нормативные требования к проведению инструктажа и обучения по охране труда изложены в постановлении Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13 января 2003 года.


Вопрос: как можно оценить безопасность рабочего места, оборудованного компьютером? Какими нормативными документами при этом следует руководствоваться?

Ответ:  условия труда на рабочих местах, в том числе оборудованных персональными ЭВМ, оцениваются в процессе аттестации рабочих мест по условиям труда. Методика аттестации изложена в постановлении Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 августа 2007 г. № 569 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда». В процессе аттестации рабочих мест, оборудованных персональными ЭВМ, следует руководствоваться СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г. (с изменениями от 25.04.2007).


Вопрос: в каком размере выплачивается выходное пособие при увольнении в связи ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации?

Ответ: согласно статье 178 Трудового кодекса Российской Федерации, при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.


Вопрос: какие гарантии и компенсации предоставляются работнику при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации?

Ответ: в соответствии со статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность).

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.


Вопрос: допускается ли увольнение женщины в период её беременности, если с ней был заключен срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника?

Ответ: в соответствии со статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации, допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.


Вопрос: в каком порядке рассчитывается компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении работника.

Ответ: в соответствииспунктом 10 Положения особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. № 922, средний дневной заработок для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).

В случае если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,4), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах.

Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,4) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.


Вопрос: обязательно ли на предприятии должна быть служба охраны труда или должность специалиста по охране труда, и что грозит предприятию в противном случае?

Ответ: в соответствии со ст. 217 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 рублей до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 рублей до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30000 рублей до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.



Вопрос:
 как определяется величина прожиточного минимума в Удмуртской Республике и какова её величина?

Ответ: статьей 3 Закона Удмуртской Республики от 24.04.2001 г. № 18-РЗ «О прожиточном минимуме в Удмуртской Республике» предусмотрено, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Удмуртской Республики определяется и утверждается Правительством Удмуртской Республики ежеквартально, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, на основании потребительской корзины и статистических данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Данные о величине прожиточного минимума в Удмуртской Республике, начиная с 2009 года размещены на сайте Министерства труда и миграционной политики Удмуртской Республики в разделе: Текущая деятельность\Статистические данные


Вопросы по охране труда